Иногда в Украине от людей с левыми взглядами можно услышать о том, что в стране происходит резкий подъем милитаризма. Многие оборонительные инициативы (как, например, развитие территориальной обороны) тоже записывают в категорию милитаристских. Причем эта критика зачастую не аргументирована и порой вообще носит чисто провокационный характер. Так что там с милитаризмом? Есть он или нет? Можно ли считать Украину милитаристской страной?
Для начала мы должны разобраться, что такое вообще милитаризм. Начнем с толковых словарей:
МИЛИТАРИЗМ — реакционная политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений, проводимая империалистическими государствами с целью подготовки новых агрессивных войн, подавления национально-освободительных движений.
Словарь Ожегова (1997)
МИЛИТАРИЗМ (от лат. militaris — военный) — система политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами той или иной страны с целью наращивания военной мощи государства. Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных бюджетов, наращивание военного присутствия за рубежом, сколачивание агрессивных военно-политических блоков, усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и ее внешней и внутренней политике.
Большой Энциклопедический Словарь (2000)
МИЛИТАРИЗМ (англ. militarism; нем. Militarismus) — комплекс экон., полит., идеол. средств, направленных на подготовку к войне путем увеличения и укрепления новых вооруженных сил, создания новых вооружений, совершенствования направлений хозяйственной деятельности, необходимых для военных приготовлений.
Энциклопедия социологии (2009)
Мы видим, что во всех случаях милитаризм — это государственная политика наращивания мощи с целью агрессии или присутствия вооруженных сил государства за рубежом. Милитаризму свойственна гонка вооружений, создание новых вооруженных сил. Кстати, даже «Новый оксфордский словарь» (2007) подчеркивает, что милитаризм — это агрессивная государственная политика. Как пример милитаристских государств он приводит Северную Корею, США, нацистскую Германию, СССР или, скажем, Римскую империю. Ключевое слово здесь — агрессивная. Сайт «Психология и психиатрия» дает такое определение:
МИЛИТАРИЗМ — это имеющая за самоцель государственная политика или идеология, направленная в качестве главного инструмента внешней политики на значительное наращивание военной мощи государства и/или захватнические войны.
Думаю, этого будет достаточно. Теперь вернемся к Украине. Что мы видим?
- Украина не начинала идущей сейчас войны на востоке1Сегодня, на 2017 год, уже накопилось столько свидетельств и подтверждений того, что … Continue reading и не вторгалась в соседние страны. То есть отпадает пункт «агрессивности» и «захватничества».
- Украина не участвовала в гонке вооружений, не участвует и теперь. Если мы посмотрим на глобальный индекс милитаризации от исследовательского центра BICC, то увидим, что с 1995 года по 2013 Украина даже не входила в десятку самых милитаристских стран мира. Первое место там всегда занимал Израиль, самое милитаристское государство на нашей планете. Россия, кстати, к 2013 году занимала седьмое место. А Украина? Украина как была в 1995 году на двадцать пятом месте, так на нем и осталась. На 2015 год Россия занимает пятое место, в то время как Украина — пятнадцатое, так и не попав в десятку «топовых» милитаристов. Кстати, ее относительно «высокое» место по сравнению с другими странами обусловлено тяжелыми вооружениями, которые достались ей со времен СССР, а не произведенными с начала войны на востоке. А это важный пункт, если мы вспомним про гонку вооружений и наращивание мощи. Если убрать эти «наследственные» вооружения, то Украина быстро скатится на тридцатое место, если не ниже.
- Усиление (или, точнее, «усиление», но об этом ниже) армии Украины, возрастание военного дискурса (кстати, в массе своей оборонительного) — это реакция на агрессию России в 2014 году. То есть отпадает и пункт о наращивании военной мощи как самоцели.
Мы видим, что Украина не подпадает под определения милитаризма. Нелепо говорить, что в стране милитаризм, когда самая патриотичная и милитаристская группировка распиливает — в прямом смысле этого слова — целую военную фабрику. Смешно говорить о милитаризме в стране, которая с 2014 года так и не может построить патронный завод вместо захваченного в Луганске. Это, кстати, недавно отмечал известный израильский военный спец Цви Ариэли. Глупо говорить о милитаризме в стране, где все стратегические припасы хранились в одном месте, да и, к тому же, у границы с потенциальным врагом. Продолжать можно еще долго.
Милитаризм не стоит путать с патриотизмом или национализмом (тенденции, действительно существующие и усилившиеся с начала война на востоке). Милитаризм ошибочно путать со стратократией. Ну, и сам факт войны, как и мобилизации общества на нее не указывают на то, что в стране есть милитаристский режим или милитаристская политика.
Примітки
↑1 | Сегодня, на 2017 год, уже накопилось столько свидетельств и подтверждений того, что в Украине идет не гражданская война, а отражение агрессии России, что обратное будет утверждать только дурак или кремлевский пропагандист. — Прим. авт. |
---|