«Політична критика» публикует рецензию на фильм «Чистильщики» (Германия, Бразилия, 2018) режиссеров Ганса Блока и Морица Ризевика, который номинирован на приз «Rights Now!» в рамках Международного кинофестиваля документального кино Docudays UA. В кинотеатрах Киева ленту можно будет увидеть 24 и 25 марта.
Пользуясь социальными сетями, каждый рано или поздно сталкивался с тем, что контент, размещенный в сети, был удален за нарушение правил. Подобный блок приводит к предупреждению за первое размещение и блокировке аккаунта за последующие нарушения норм социальной сети. В ленте «Чистильщики» речь идет о трех гигантах: Facebook, Google и Twitter. Еще не так давно на вопрос о том, кто занимается чисткой сетей от так называемого «непристойного контента», представители компаний отвечали просто: дескать, это работа специального алгоритма, внедренного в систему, а также ряда аналитиков, чья задача — работать с пользователями и отвечать на запросы, почему тот или иной контент был маркирован как «оскорбляющий».
В 2013 году на страницах в Facebook авторы фильма Ганс Блок и Мориц Ризевик увидели ролик, в котором осуществлялось насилие над детьми. «Как это видео попало в столь популярную сеть — ведь, вероятно, судя по количеству просмотров, это увидели чуть ли не во всем мире?», — возмутились режиссеры и стали искать тех, кто занимается модерацией контента в сети. Фактически, так, по словам авторов, родилась идея пятилетнего исследования, которое и легло в основу документального фильма «Чистильщики». Мировая премьера ленты состоялась чуть больше года назад, 19 января 2018 года, в рамках кинофестиваля «Санденс» и вызвала в обществе немалую дискуссию. Так как вместо белых воротничков, сидящих в окружении софитов Кремниевой долины, перед зрителями предстали филиппинские рабочие, которые каждый день следят за тем, чем мы, пользователи, делимся в социальных сетях.
Медоед выходит на охоту
Мы находимся в Маниле, которая при лунном свете больше похожа на воображаемый Готэм. В таком же мраке мы видим лицо молодой девушки, ее черты выразительно подчеркивает свет от монитора компьютера. Удалить или проигнорировать? Спустя секунду девушка нажимает на кнопку.
Мы переступаем через завалы мусора, и с экрана слышится закадровый голос: «Моя мама всегда говорила мне, что если я буду учиться плохо, то стану мусорщицей, буду, как и они все, копаться в грязи — и так пока не умру». Пятью минутами ранее в фильме был показан молодой человек, несущий домой рыбу, купленную на базаре. Мать молодого человека говорит, что безумно гордится сыном — правда, не имеет понятия, кто такие модераторы, но при этом она рада, что сын работает в офисе и обеспечивает всю семью. Именно так в картине Блока и Ризевика выглядят анонимные портреты тех, кто ежедневно «чистит» сеть, оберегая миллионы пользователей от «непристойного». Их выработка составляет 25 тысяч картинок в сутки. Порно, детское порно, миллионы гениталий и столько же сцен насилия — к своей работе большинство героев фильма относятся уважительно, так как видят в этом некое жертвоприношение, основанное на том, что благодаря их глазам и лишь одному клику они оберегают мир от греха. Удалить или проигнорировать: как принять это решение за пару секунд?
Перед тем, как его примут на работу «чистильщиком», претендент проходит довольно короткий инструктаж, который, судя по кадрам из фильма, не дает полного представления о том, что именно придется делать рабочему. Одна из героинь фильма делится историей о том, что в первый рабочий день она не смогла досмотреть ролик с детской порнографией. «Вы подписали контракт. Теперь это ваша работа. Вы обязаны делать это», — услышала она в ответ на свои переживания. Тут нет никакой психологической подготовки. Да, рабочие раз в квартал встречаются с психологом, который обязывающим тоном вопрошает у сотрудников, нет ли у них каких-либо проблем. В ответ большинство смотрят в свои телефоны, на пальцы рук или в пол. Таких «чистильщиков», работающих на Facebook, в Филиппинах около 10 тысяч, а в целом, включая остальные соцсети — около 100 тысяч рабочих.
Зачем они делают это? Ответ очевиден — бедность. Население этой страны составляет 102,9 миллиона граждан, 20% из которых живут за чертой бедности. Еще десять лет назад дневной расход филиппинца составлял чуть больше 1 доллара, по состоянию на 2018 год эта цифра поднялась практически до 5 долларов. Несмотря на то, что уровень безработицы в стране достаточно низкий — 5,7% по состоянию на 2017 год (в Украине эта цифра под конец 2018 года составляла 8%), — в стране отмечается выразительное экономическое неравенство. В среднем зарплата рабочего со средним образованием составляет около 200-250 долларов в месяц (по состоянию на январь 2019 года в Украине средняя месячная зарплата составляла около 340 долларов). Если же смотреть на картину в целом, то согласно Филиппинскому государственному центру статистики (PSA), более 70% населения страны не имеют высшего образования. Главная причина такой статистики — высокая стоимость обучения. Это приводит к тому, что большая часть населения задействована в низкооплачиваемом труде, зачастую неофициальном.
Медоед обязан верно служить государству
Все помнят задорного молодого разработчика Марка Цукерберга, который еще лет пять назад в простенькой футболочке и джинсах рассказывал о будущем самой глобальной в мире социальной сети Facebook. В противовес радужным высказываниям, каждый вспомнит другую картину: тот же Марк, уже в пиджаке и рубашке, судорожно попивая воду, отчитывается перед Конгрессом США и объясняет, как личные данные 87 миллионов пользователей Facebook оказались в руках британской консалтинговой фирмы Cambridge Analytica, которая работала на Дональда Трампа на выборах в США в 2016 году. С того времени Facebook переживает не лучшие времена, погрузившие компанию в бесчисленные утраты, как пользователей, так и капитала компании. Следствием этого скандала стал тотальный контроль, внедренный руководством Facebook, которое отныне взяло на свои плечи не только сетевую дезинфекцию, но и надсмотр за политической рекламой и даже контроль буллинга в сети.
Примечательно, что еще в 2016 году социальная сеть Facebook лишь в общих чертах описывала то, что является недопустимым для публикации: сцены насилия, сексуальное насилие, оскорбления чувств верующих и обнаженные тела. Первыми, кто раскрыл так называемый «кодекс чистильщика», стали журналисты The Guardian, опубликовав еще в мае 2017 года подробную информацию о том, что Facebook предпочитает удалять, а что — игнорировать. В начале 2018 года эту информацию подтвердила глава подразделения глобальной политики Facebook Моника Бикерт. Но довольно либеральные нормы, прозвучавшие ранее, на деле оказываются совершенно иными.
Норма 14: «Наши правила в отношении изображений обнаженного тела со временем стали более детальными и гибкими. Мы понимаем, что такие изображения могут публиковаться с различными целями, в том числе для выражения протеста, повышения осведомленности о какой-либо проблеме, а также в образовательных и медицинских целях».
Одной из героинь «Чистильщиков» стала американская художница и феминистка Илма Гор, которая опубликовала у себя на странице свой рисунок — обнаженного мужчину с маленьким пенисом, напоминавшего Дональда Трампа. Всего за три дня рисунок просмотрели свыше 50 миллионов пользователей со всего мира. Вскоре рисунок был удален из сети, а учетная запись девушки заблокирована. «Я не могу понять, почему кто-то мог решить, что обнаженное тело — это что-то отвратительное, — возмущается девушка. — Это даже не фото, это не сцена насилия, это даже не сексуально, это просто голое человеческое тело». В качестве ответа режиссеры отправляют нас на Филиппины, где молодая девушка на другом конце мира, смотря на фотографию, ставит вердикт: рисунок оскорбляет президента США, а значит, должен быть удален.
Норма 13, п. 2: «Изображения насильственной смерти человека или нескольких людей. Видео пыток одного или нескольких людей может быть размещено, но только для взрослых людей от 18 лет».
Еще один герой ленты — общественный активист Абдулвахаб Тахан (Abdulwahab Tahhan), который занимается фиксацией нарушений прав человека во время военных конфликтов. По его словам, публикации фото или видео, которое содержит подобные сцены, сообщество Facebook моментально удаляет, ссылаясь на нарушение норм. «Но это фиксация исторических фактов, которая демонстрирует ту реальность, в которой мы живем», — возмущается активист.
В противовес авторы ленты показывают зрителю президента Филиппин Родриго Дутерте, который не стесняется публично сравнивать себя с Гитлером, называя цифры количества людей, которых он казнил в борьбе с наркопреступностью. Помимо этого, он посоветовал «простреливать гениталии протестующим женщинам», обозвал тогдашнего президента США «сукиным сыном», а посла Джона Керри — «голубым сучьим сыном». Можно ли это считать языком ненависти и удалить из Facebook? Нет, — считают «чистильщики». В этом и кроется основной абсурд сетевой дезинфекции. У пользователей, общественных активистов и оппозиционеров Facebook «отбирает мнение», основываясь на неких оскорбительных элементах. При этом подобные ограничения никоим образом не затрагивают высший эшелон власти — к примеру, того же Дутерте, чьи призывы к убийствам, гомофобия и мизогиния становятся частью политики государства, а не языком ненависти априори.
У медоедов не должно быть собственного голоса
В рубашках и брюках, снимая солнцезащитные очки, Ганс Блок и Мориц Ризевик поднимаются по красной дорожке на сцену мультиплекса «Октябрь» в Москве. В рамках 40-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) лента «Чистильщики» получила «Серебряного Георгия» за лучший документальный фильм. Режиссеры были немногословны, лишь подчеркнув, что очень горды получить эту награду. Режиссер монтажа ленты Филипп Громов суммировал, что «этот фильм может сделать наш мир лучше». Зал «Октября» покрывается волной аплодисментов. Вскоре на аффилированных с государством сайтах появятся комментарии, что благодаря работе этих двух ребят была подорвана репутация американского конгломерата, погружающего в пучину насилия русских граждан. Пожалуй, на этом моменте твердая повестка режиссеров потерпела некий крах. Ведь кому как не России знать, что такое блокирование сетей, контроль контента и суды над анархистами и антифашистами, грозящие молодым ребятам реальными сроками за решеткой, например, за элементарный репост. Но Ганс Блок и Мориц Ризевик предпочли промолчать, сжав статуэтку в руке.
Именно подобное публичное молчание не только в России, но и в ряде других публичных выступлений, осудили мировые кинокритики, давая оценку фильму. Ведь несмотря на то, что в ленте представлены практически все стороны конфликта, режиссеры все же воздерживаются от каких-либо вердиктов и примеров решений сложившийся ситуации, останавливаясь на том, что основная цель фильма — «показать двойное дно в “прозрачных” интернет-платформах, которыми ежедневно пользуются миллиарды людей. Потому что чистота сетей Facebook, Instagram и прочих имеет высокую цену — скрытую эксплуатацию тысяч молодых работников в развивающихся странах и устранение критического мышления в цифровом пространстве в обществе».
Правда, подавляющее большинство все же сошлось на мысли, что этот фильм однозначно стоит внимания, и именно этим молчанием Ганс Блок и Мориц Ризевик вызвали немалую дискуссию, дав возможность зрителю самостоятельно решать, какую роль для него играет большая паутина вообще и социальные сети в частности.
Кто он, медоед?
Пожалуй, один из самых важных вопросов — в том, что дальше ждет этих филиппинских рабочих. Так, по словам авторов, каждый «чистильщик» знает историю о том, как его или ее коллега от переизбытка негативных чувств покончил(а) с собой. Это Ганс и Мориц называют «проблемами отрасли», ратуя за то, чтобы психологов в подобных корпорациях стало больше. Но нужна ли эта дезинфекция в целом — ценой психического здоровья тысяч рабочих? Пожалуй, на этом моменте стоит обратить внимание в фильме на представителей больших компаний, изредка мелькающих в ленте, которые буквально дают крест перед Конгрессом США, обещая сделать все, чтобы очистить сеть от «непристойного». Эти эпизоды наглядно говорят каждому зрителю об уровне контроля со стороны государственных институтов над социальными сетями, вашим мнением, вашим телом и вашим искусством.
Кодовое название «чистильщиков» — «медоеды». Устраиваясь на работу, каждый из них обязуется хранить молчание и не связываться с прессой. Одно такое нарушение обойдется рабочему в 10 тысяч евро, что прописано в их договорах. Помимо штрафа, большинство сотрудников жаловались на угрозы провести годы в тюрьмах, если хоть что-то всплывет на поверхность.
«Зачем я делаю это?» — под конец фильма задает себе вопрос одна из работниц «чистилища». Мы все должны вернуться в реальность. Девушка пару секунд держит электронный пропуск от офиса в руках и оставляет его на берегу Манильского залива. Спустя минуту девушка уходит в ночь, умываясь запахами филиппинских трущоб.
Помимо ММКФ, «Чистильщики» также получили премию за лучший документальный фильм от Prix Europa. Лента также была презентована на Роттердамском международном кинофестивале, мюнхенском DOK.fest, Международном кинофестивале в Копенгагене и Канадском международном фестивале документального кино Hot Docs.