«Белая мама» — единственный российский фильм на прошедшем фестивале Docudays UA. Картина получила приз зрительских симпатий и специальное упоминание в программе DOCU/СВІТ.
Фильм рассказывает об Алине, матери многодетного семейства. У неё есть семеро темнокожих детей от первого брака, шестеро из которых — родные, а один — приёмный. Тем не менее, она решается усыновить ещё одного, на этот раз белокожего ребенка. Девятилетний Данил обладает сложным характером и тяжелым поведением. Идиллическая картина семейного быта сменяется конфликтами между родителями и детьми. Или, правильнее сказать, между всеми и Алиной с Данилом. Она — единственная защитница трудного ребёнка, и поэтому ей приходится сложнее всех.
«Белая мама» стала первой полнометражной работой режиссерки Евгении Останиной и второй картиной режиссерки Зоси Родкевич. Её первой большой работой был фильм «Мой друг Борис Немцов».
«Політична критика» поговорила с Зосей Родкевич о девятом ребенке главной героини фильма, слишком реальном реалити-шоу Первого канала и о творческом методе документалиста Александра Расторгуева. Для него картина «Белая мама» стала последней в жизни продюсерской работой. 31 июля 2018 года он был убит в Центральноафриканской республике во время работы над фильмом о так называемой ЧВК Вагнера.
У вашего фильма две режиссерки и три оператора, из которых двое — герои фильма, а третья — вы. Как была организована работа над картиной?
Съёмка делалась по методу Саши Расторгуева. Я должна была быть с героями шесть дней в неделю, но когда меня не было — они снимали сами. Понятно же, что я не была у них в доме по двадцать четыре часа. Поэтому в итоге использовали и их съёмки, и мои. Но они много снимали еще до начала работы над фильмом. Фильм построен так: почти всё, что происходит до появления Дани, — это их записи. Когда появился Даня — им уже стало не до этого.
У них в семье принято много снимать на видео?
Сергей, муж Алины, просто увлекается видеосъемкой. Но привычки снимать свою жизнь у них раньше не было. Уже после съёмок фильма Сергею так понравилось, что он увлекся и продолжает снимать дальше.
Расскажите о методе Александра Расторгуева.
Идея в том, что герои снимают сами себя. Какой бы талантливый не был режиссёр, он не может залезть в голову другого человека. У него все равно свой взгляд на жизнь. Когда сам герой берёт камеру, то мы, зрители, наблюдаем моменты, которых режиссер и оператор не смогли бы уловить. В манифесте Расторгуева и Костомарова сказано, что автор умер, и теперь герой сам является автором.
Про жизнь и по-честному
В чём мотивация героев снимать настолько неприятные моменты? Например, когда Сергей позволяет себе ударить ребенка?
Мы много общались с Алиной, и не было ощущения, что она хочет что-то скрыть от нас. Я никогда во время съёмок не осуждаю героя и думаю, что Алина это чувствовала. Мы снимали про жизнь и по-честному.
И не было таких сцен, когда Алина говорила: «Ну, вот это все-таки не нужно»?
Были такие моменты, но они скорее психологические. Например, когда я снимала, а Данил выходил из себя и начинал кричать: «Снимай, меня, снимай». Это только вредит.
Получается, что вы влияли на картину в этот момент?
Даже не на картину, а на него. В такие моменты я закрывала дверь, и его успокаивали.
Просто если подобные сцены попали в фильм, то что же в него не попало?
Ну, прям совсем жести там не было. Если Данил забывал, что есть камера — и просто жил внутри ситуации — то всё было нормально, а вот если он обращался к камере и я становилась главным триггером, то это не очень хорошо.
В фильме есть сцены физического насилия над ребёнком. Может ли как-то угрожать семье тот факт, что это стало публичным?
Нас часто об этом спрашивают, но люди по-разному воспитывают своих детей. Опека понимает, что отец делает такой выбор в воспитании.
А остальные члены семьи как на вас реагировали?
Очень по-разному. С каждым нужно было выстраивать работу. Ведь это же Алина подписалась на съёмки, а дети были приложением к этому. Они сначала не хотели сниматься, убегали. Часто бывало, что Доминик не хотел, чтобы были сняты его откровенные разговоры с мамой, и я, скрепя сердце, выходила из комнаты (смеётся). А старший мальчик Лёня, например, всё воспринимал в штыки, и нужно было просто прекратить съёмку и по-человечески поболтать с ним. Показать ему, что ты человек, а не роботизированная камера.
В фильме мало говорится о прошлой жизни главной героини. Не сразу становится понятно, откуда у неё столько темнокожих детей. Есть лишь фрагмент архивного VHS-видео, где и появляется бывший муж, темнокожий. Больше о нём не разу не вспоминается. Что же всё-таки между ними случилось?
Они развелись десять лет назад.
Что-то известно об этом мужчине?
Да, он живёт в соседней квартире.
Неожиданно.
Он очень тиранического склада мужик и чуть не разбил мне камеру, когда я пыталась его снимать. Мы в какой-то момент даже думали с Женей (Евгения Останина, сорежиссерка фильма «Белая мама», — прим. ред.) сделать его героем, о котором все говорят, но в кадре он не появляется (смеётся). С ним общаются младшие дети в семье. Известно, что Алина с ним познакомилась в студенческие годы. Он был иностранным студентом из Эфиопии.
Но в фильме о нем даже не упоминается. Возникает вопрос, а куда же он делся.
Мы решили не тратить время, не отвлекаться на мужика, который не играет никакой роли в этой истории.
Девятый ребёнок
«Белая мама» начинается с того, что Алина и её второй муж Сергей планируют взять ребёнка, так как они не могут иметь детей. Но из-за дальнейших событий фильма складывается впечатление, что Сергей — негативный герой.
Я не могу прямо сказать, что он отвратительный, но в моей трактовке он антигерой.
Зато Алина — женщина-глыба…
Но, с другой стороны, она тоже его поставила в такие обстоятельства.
Поставила? А почему она решила завести еще одного ребенка?
Потому что она видит свое призвание в том, чтобы быть мамой брошенных детей. У нее это хорошо получается.
Это как-то связано с религией? В фильме можно увидеть намеки на это.
Мы выстраивали эту линию, но в фильм она не вошла. В России был такой священник — Александр Мень, представитель как бы либерального крыла РПЦ. Это семья является его последователями.
Как менялся Сергей во время работы над картиной? Ближе к концу фильма он прямо говорит жене в ссоре, что «больше не может».
В какой-то степени Сергей — это девятый ребенок для Алины. Днем он работает, а вечером приходит домой отдохнуть и полежать. Она его вовлекла в эту историю, но это, оказалось, не его тема. Я думаю, что ему никогда бы не пришло в голову взять приемного ребенка. Он оказался в вынужденных обстоятельствах.
А какие у него отношения с другими детьми?
Сложно сказать. У него нет отношений с детьми. Если просят его о чём-то — он делает. Собственного стремления у него к ним нет. У него у самого четверо взрослых детей.
Ему фильм понравился?
Да, но не понравился конец. По его мнению, нужно было показать, какой хороший Даня стал сейчас.
Долго и счастливо
Почему Алина выбрала именно этого мальчика?
Она увидела его фотографию, прочитала его историю и решила его взять. Он отказник с рождения, из Ленинградской области. Один раз его забирали в семью и вернули обратно. И это повлияло на Алину, она понимала, что она точно не сможет его вернуть, так как это его добьет. Перед тем, как его должны были забрать, он попал в психбольницу. В нашей системе детдомов это скорее карательная мера. Даня попал туда не потому, что него были проблемы, а из-за разбитой двери в детдоме.
А какой он сейчас?
Сейчас ему 12 лет и он ходит в обычную школу, хотя раньше был на домашнем обучении. Он завёл себе друзей, тусуется во дворе. Не то чтобы он стал идеальным пай-мальчиком, но в целом всё стало гораздо лучше. Он учится, пробует кружки, но бывают срывы. Есть прогресс.
Почему же тогда фильм закончен на кризисном моменте, а не через год или два?
Мы хотели сказать, что жизнь — она не заканчивается, как в сказках, «жили они долго и счастливо». Жизнь — она разная. Сегодня он скандалит с мамой, завтра он с ней обнимается. Сегодня он с братом Домиником дружит, а завтра они воюют. Поэтому такой и конец у фильма. Любовь побеждает, но жизнь продолжается, и в ней случается разное.
Как изменилось отношение героев фильма к вам после премьеры картины?
Изменилось в плане соучастия. Мы вместе прожили кусок жизни, и у нас были отношения по принципу «мы многое пережили вместе». А когда фильм вышел и Алина посмотрела на себя со стороны, то стала переживать за нас. Всегда спрашивает, как прошел показ, например.
Если есть критика, она ее не ранит?
У нас почти не бывает никакой критики (смеётся). Алина внимательно следит за всем, что происходит с фильмом. Кстати, раньше было негде это сказать: сама она родом из Украины, и для нее важно, что фильм показали здесь. Её родители живут здесь, каждое лето Алина приезжает сюда с детьми.
Как выглядит финансовая модель такого фильма?
Сначала мы снимали для Первого канала, но где-то посередине съёмок заказчик отказался и сказал, что это слишком реальная история для нашего реалити-шоу. Но Саша сказал, что мы будем продолжать, и мы снимали до тех сроков, что были оговорены в соглашении с Первым каналом — около полугода. Мы пробовали питчинговаться с фильмом, но у нас не вышло. Затем мы выиграли грант минкульта РФ на монтаж, и за эти деньги мы год отсматривали материал и собирали версию для минкульта. Она шла около сорока минут. А потом мы сделали большую версию.
Вы продолжали снимать семью Алины уже и после окончания съёмок фильма. Есть идея продолжения?
Мы хотели сделать сериал по этой истории. Но мы не нашли финансирования, а после Сашиной смерти и вовсе перестали его искать.
Продюсер Александр Расторгуев успел увидеть финальную версию фильма?
Он не просто увидел, мы же делали её вместе.
И какая была его оценка?
Он сказал, что это гениальный фильм.