Один18го апреля был Международный день ромов. — Прим. ред. прекрасный музыкант сказал мне, когда мы познакомились: «Только не говори никому, что я цыган! В городе никто не знает, я всем рассказываю, что я еврей».

Две недели назад в цыганский табор в Киеве пришли люди в балаклавах. Они появились на рассвете, всех сфотографировали, сняли отпечатки пальцев. Угрожали и велели выметаться. Пишут, что это был санкционированный обыск. Вскоре табор опустел, и когда через несколько дней его подожгли, там уже оставалось всего несколько женщин с детьми. Добрые власти оплатили переселенцам билеты из Киева в один конец, большинство уехало в Закарпатье. Но многие, говорят, разбежались и сейчас прячутся.

Инициативу по выселению ромов взяли на себя местные депутаты, активисты и правоохранительные органы. Операцию готовили заранее, в фейсбуке обсуждались проблемы, сопряженные с решением «цыганского вопроса»: организаторы говорили про ответственность «титульной нации» и приглашали неравнодушных в свои общественные приемные — а то, мол, некоторые деликатные подробности нельзя обсуждать публично.

Если сейчас табор на Березняках разорили в рамках подготовки к Евровидению, то в прошлый раз его жгли и разгоняли перед чемпионатом Евро-2012. Ромы не единственные, кто портит образ европейской Украины. Тогда же, перед Евро, власти в Киеве убили огромное количество бродячих собак — про это много писали. Немецкая сборная выступила с протестом, во разных странах прошли марши в защиту животных. Ромов, слава Б-гу, никто не убивал, так что и резонанса большого не было.

Эти спецоперации продолжают давнюю традицию. Советские города облагораживали, очищали от «антиобщественных» элементов перед большими торжествами и визитами высоких гостей. Накануне Олимпиады 1980 года из Киева, Москвы, Ленинграда и Минска высылали диссидентов, тунеядцев, нищих, проституток, алкоголиков. И тех же цыган.

После войны на улицах городов было полно калек, инвалидов-фронтовиков. Их отлавливали, грузили в теплушки и отправляли на Соловки, чтобы не порочили своим жалким видом гордый образ советского человека. В тридцатых под лозунгом борьбы с попрошайничеством было уничтожено украинское кобзарство.

И вот сейчас новость о ликвидации ромского поселения громкого отклика в обществе не получила. Если не считать ликования жителей Березняков. Им годами приходилось терпеть малоприятное соседство, и теперь они всячески выражали благодарность освободителям. А буквально на следующий день Европарламент проголосовал за безвизовый режим для Украины, и про киевских ромов окончательно забыли. Україна — це Європа!

Что тут скажешь — кто, действительно, захочет иметь таких соседей? Это и правда большая проблема, и возмущение людей можно понять. Они переживают за свою безопасность, за безопасность своих детей. Высокий уровень преступности, да. Аскают, пристают к прохожим. Иногда кражи, часто наркотики. Менты в лучшем случае не вмешиваются, в худшем — крышуют. Образовательные и социальные программы непопулярны, потому что это долгая, трудная работа. Ее результаты не мгновенны, не бросаются в глаза, на них трудно пиариться. А на радикальных акциях — легко.

Правда, что депутаты, которые провели выселение ромов, пользуются большой поддержкой «добропорядочных» жителей района. Они часто ссылаются на эту поддержку как на очевидное доказательство правоты. Но окончательное решение ромского и еврейского вопросов осенью 1941-го некоторые добропорядочные киевляне тоже встретили с воодушевлением. А уж как, наверное, радовались жители послевоенной Бессарабки, когда за одну ночь из города исчезли сотни или даже тысячи бездомных калек-фронтовиков, эти вонючие крикливые обрубки. Примерно так же, небось, и говорили: наконец-то спокойно с работы можно вечером возвращаться! Тоже ведь невыдуманная проблема была с этими калеками.

Ромы — одна из самых незащищенных групп в нашем обществе. Они не единственные, конечно. Но если о правах крымских татар стали хоть изредка вспоминать (и то только после аннексии), чье-нибудь публичное антисемитское высказывание сразу вызывает бурную реакцию, и даже один раз гей-прайд смогли защитить от гопоты, то проблемы украинских ромов почти не всплывают в общественных дискуссиях — это неактуальная тема. У них мало защитников среди активных общественных деятелей, политикам от них нет пользы. Их просто ненавидят и боятся. Случаи дискриминации, погромов и убийств никто не расследует. Известные деятели цыганской культуры типа Крикунова и Черного вряд ли захотят идентифицироваться с обычными, «неинтеллигентными» таборными ромами. Березняковские активисты, эти «представители титульной нации», даже выразили благодарность Пете Черному за помощь в успешном проведении операции. Они этим как бы говорят нам: смотрите, мы не нацики. Вот есть же хорошие цыгане, и с ними мы дружим. Нету, мол, плохих наций.

Этническая группа не несет ответственности за своих преступников. Зато ответственность должны нести лица, совершающие противоправные действия в отношении этнической группы и ее представителей. Кого-нибудь судили за погромы в Лощиновке в прошлом году? Сотрудники правоохранительных органов и депутаты, которые зачищали Киев от ромов в 2012 и 2017, угрожали, устраивали поджоги, вывозили целые семьи в поле и бросали там — их когда-нибудь начнут сажать? Нынешние зачистки и запугивания ромов накануне Евровидения — это личная инициатива депутатов-фашиков, или им сверху спустили из мэрии-шмэрии?

С праздничком, дорогие! Тэ явэн бахталэ, а гите вох.

Якщо ви помітили помилку, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Примітки

Примітки
1 8го апреля был Международный день ромов. — Прим. ред.