«Как называется ваше издание? “Політична критика”? А при чем здесь политика? Лучше бы детей чему-то хорошему учили», — с явной раздраженностью и даже некоторым надрывом в голосе говорит мне по телефону женщина из пресс-службы Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Похоже, я не первый, кто позвонил насчет аккредитации на открытое собрание студенческого парламента Института биологии КНУ. На нем должны были рассмотреть обвинение одного из преподавателей в сексуальных домогательствах. И желания выносить историю в публичное пространство в пресс-службе явно не наблюдалось.
В четверг, 24 января, на сайте «Нигилист» появилась статья Клементины Квиндт, в которой девушка рассказала историю о систематических сексуальных домогательствах со стороны преподавателя ботаники Петра Романенко на летней практике в Каневе. Из текста следовало, что на протяжении не одного года (по крайней мере с 2012-го) преподаватель позволял себе грубые шутки, сексуальные намеки и даже физически приставал к проходящим практику студенткам. А в одном случае даже угрожал ислючением студенту, посмевшему заступиться за девушку.
Девушки решили не молчать и в конце 2018 года добились решения об отстранении Петра Романенко от преподавания во время летней практики. Тем не менее, 23 января инициативная группа обратилась к администрации с повторным требованием об увольнении преподавателя. А для рассмотрения этого заявления со стороны студентов 28 января должны было пройти открытое заседание студенческого парламента. Именно на это событие я, как и представители других СМИ, и попытался попасть.
То, что сделать это будет не просто, догадаться можно было уже на входе в Институт биологии — первое здание из комплекса университетских корпусов на станции метро «Выставочный центр». Ведь для того, чтобы не пропустить посторонних, в том числе и журналистов, в корпусе были задействованы все имеющиеся силы. Правда, так как речь идет не о Красном корпусе, специальной охраны тут не предусмотрено, поэтому в бой пошли резервы: проверкой документов и физическим блокированием прохода в формате «не пущу» занимался технический персонал корпуса в лице инженера, консьержей и других людей рабочих специальностей. «Почему я должна этим заниматься! Я сейчас развернусь и домой поеду», — в сердцах воскликнула одна из женщин в синем рабочем халате. Роль секьюрити явно никому не нравилась, ответов на вопросы «почему нельзя пройти» не находилось, а моральный дух был слаб, поэтому довольно скоро оборона была прорвана.
Тем временем актовый зал уже заполнили студенты. Но и тут журналистов попросили покинуть помещение. Ведь на своем предварительном заседании студпарламент решил, что если в зале будут присутствовать посторонние, вопрос о Романенко рассматриваться не будет. А так как зал покинули далеко не все, ведущий заседания и глава студпарламента Тарас Войцыцкий снял этот вопрос с повестки и предложил перейти к вопросу о студенческом коворкинге.
Обсудить следующую, не менее злободневную тему ведущему заседания не дали. На кафедру вместе с другими активистками вышла Клементина Квиндт. Несколько подвинув главу студпарламента, она призвала всех вернуться к главному вопросу заседания — вопросу Романенко, и рекомендовать отправить его в отставку. Но никаких решений в этот день принято уже не было. Таки пробившийся к микрофону глава студпарламента, оттеснив девушку, объявил о досрочном закрытии собрания. И студенты стали массово расходиться…
Уже в коридоре мне удалось с ними пообщаться. Студенты, часть из которых говорить поначалу боялись, вскоре наперебой рассказывали про Петра Романенко как про хорошего преподавателя. Некоторые заявляли, что были на летней практике и ни с чем подобным не столкнулись. В истории заявивших о домогательствах девушек здесь просто не верили.
По мнению главы студпарламента Тараса Войцыцкого, заседание было сорвано, и у него не оставалось другого выбора, кроме как закрыть его. Но несмотря на это, уверяет студент, вопрос, возможно, будет поставлен еще раз на заседании студпарламента. Также на факультете начнет работать независимая комиссия по расследованию инцидента. На вопрос о членах комиссии он сообщил, что называть имена пока не может, но сам точно войдет в их число.
Не собираются останавливаться и в инициативной группе. По словам Клементины, она не остановится, пока не доведет дело до конца, и уже на следующий день планирует нести заявления в полицию и прокуратуру. А закрытие заседания студпарламента расценивает не иначе, как страх его представителей перед администрацией, которая желает поскорее замять скандал на факультете. «Страх сковывает. Люди боятся, что их исключат, люди боятся, что им испортят жизнь. А я ничего не боюсь. Не боюсь, что меня исключат, что мне будут угрожать. А мне уже угрожают. Мне не страшно. Я знаю, что я смогу наказать этого человека, который сделал очень много плохого, и я сделаю максимум для того, чтобы суд вынес справедливое решение», — заявила Клементина Квиндт.