Сегодня внимание всего мира приковано к событиям в Каталонии. Эта страна уже не одну сотню лет борется за свою независимость от испанской монархии. (В Испании у короля относительно широкие полномочия и власть — например, только он может менять конституцию или распускать парламент в одностороннем порядке.) Несмотря на широкие свободы и автономию, Каталония не чувствует себя частью Испании. Точнее, не чувствуют себя испанцами подавляющее большинство активных граждан, пришедших на референдум об отделении. 90% из 40% населения Каталонии, которые приняли участие в голосовании, высказались за отделение. Испанская монархия ответила полицейским террором на этот демократический (пусть и буржуазный) акт.
И тут на сцену вышли анархо-синдикалисткие рабочие профсоюзы. Это легендарная Национальная конфедерация труда (CNT) и более молодая Всеобщая конфедерация труда (CGT). Во всеобщей забастовке в ответ на террор полиции приняли участие не менее 700 000 рабочих, что по отношению к 7 миллионному населению Каталонии очень внушительно. Я решил разобраться в том, что происходит на местах, и взял интервью у Карла — давнего (не менее 10 лет) члена Национальной конфедерации труда, металлурга в прошлом и железнодорожника сегодня, родом из Астурии. Надеюсь, это интервью будет интересно всем тем, кто следит за анархическим и рабочим движение в Испании, и немного прольет свет на нынешнее состояние анархо-синдикализма на Иберийском полуострове.
Расскажи немного о нынешней ситуации с Национальной конфедерацией труда и анархо-синдикалистским движением в Иберии вообще.
Анархо-синдикалисты Испании не едины. С одной стороны, есть Всеобщая конфедерация труда, ВКТ, взаимодействующая с государственными институтами. В ней 100 000 профсоюзных активистов. С другой стороны, есть Национальная конфедерация труда, НКТ — профсоюз, в котором я состою, с 10 000 активистов. НКТ более независима и не сотрудничает с системой.
В моем профсоюзе у нас есть два направления: одни профсоюзные активисты предпочитают сотрудничать с другими профсоюзами, а другие предпочитают строить сильное чисто анархическое движение.
Что происходит в Каталонии? На твой взгляд, это самобытное движение, или оно во многом вызвано влиянием извне?
В Каталонии большая часть людей хочет отделения от испанского государства. Это уже часть большой традиции, и в этом нет ничего нового, жители Каталонии борются за это отделение уже давно.
Какая позиция анархистов и синдикалистов по поводу этого референдума?
НКТ защищает право голосовать на референдуме, но мы не выступаем однозначно за или против отделения. Мы только поддерживаем свободу выбирать.
Расскажи нам о забастовке. Кто принял участие? Каковы ее причины? Какая роль синдикалистов? Какие цели вы перед собой ставили?
Цель забастовки — выразить протест против политических репрессий в день проведения референдума. В забастовке приняли участие НКТ, ВКТ и другие, более мелкие профсоюзы. В забастовке приняли активное участие множество рабочих. Она сопровождалась массовыми демонстрациями, блокировкой дорог, было много баррикад.
Какие отрасли приняли участие в забастовке?
Сфера услуг, транспортная сфера, образование. Рабочие тяжелой индустрии участвовали меньше.
НКТ и ВКТ не взаимодействовали в прошлом. Существует ли сближение сейчас? Союзы кооперируются? Реально ли слияние их в один большой союз?
НКТ и ВКТ уже какое-то время взаимодействуют в некоторых конкретных случаях. Но слияние в один союз невозможно из-за сильных структурных различий.
Есть ли шанс, что Мадрид решит послать войска и пойти войной на Каталонию?
Нулевые шансы. Я думаю, это нереально. В Каталонии нет никакой революционной армии, и для контроля и решения проблем достаточно только полиции.
Тогда будет ли НКТ участвовать в борьбе против полицейского террора?
Несмотря на то, что НКТ не будет участвовать в создании нового каталонского государства, мы будем пытаться противостоять вторжению в Каталонию испанской полиции, которая будет сильно репрессировать народ. Единственное, что, возможно, поменяется — так это то, что будет упразднена монархия и Испания станет полноценной республикой, и это, возможно, расширит гражданские права. Полномочия полиции не будут ограничены. По факту, в Каталонии уже есть своя собственная полиция — Mossos de Escuadra.
Если начнется война за независимость Каталонии, то какие планы у НКТ в этой ситуации? Будет ли она участвовать? Создаст ли конфедеративную милицию или профсоюзную милицию (ополчение)?
Таких планов в НКТ нет, так как Каталонская проблема, по факту, охватывает разные классы. То есть буржуазия вовлечена с обеих сторон. Ситуация точно такая же, как и октябре 1934 года. Тогда Каталония провозгласила независимость, и НКТ не поддержала каталонское правительство.
Какая позиция НКТ по вопросу русской агрессии на востоке Украины?
У нас нет официальной позиции, но я лично думаю что это большое заблуждение — считать, что правительство Украины фашистское, а прорусские силы — это антифашисты.
Чего бы анархо синдикалисты Иберии хотели пожелать анархистам и рабочим Украины?
Мы надеемся, то что они (анархисты) смогут подготовить народ к социальной революции и смогут победить, смогут построить новый социальный порядок.