Инициативы Украинского института национальной памяти обычно довольно предсказуемые. Потому что каждый раз понятно, к чему всё идет. Главным увлечением в жизни Владимира Михайловича Вятровича была и остается история ОУН и УПА, на которой, с легкой руки историка, оказывается завязана вся украинская история и современность.
Впрочем, по всей видимости, даже Владимир Михайлович, унимая боль в груди, понимает, что если пихать один исторический отрезок во все возможные места, то это может достаточно быстро надоесть даже тем гражданам, которые к УПА относятся с симпатией. Поэтому УИНП старается оправдывать свои инициативы другими историческими эпохами. И не всегда в этом можно увидеть логику.
Защитники
Сегодня День защитника Украины, который мы вот уже три года отмечаем 14 октября. Справедливости ради, инициатива перенести «военный день» с 23 февраля именно на 14 октября исходила от Петра Порошенко, но УИНП эту инициативу всячески поддержал и немедленно подвел под это дело историческую базу.
Оказалось, что 14 октября — военная дата по ряду причин. Во-первых, это официальная дата создания Украинской повстанческой армии. Во-вторых, это ещё и день Покровы Пресвятой Богородицы — а так как Божья Матерь считалась покровительницей Запорожской Сечи, то ещё и День украинского казачества. Наконец, в-третьих, вспомнили и Ярослава Мудрого, который Богородицу тоже уважал.
С одной стороны, все выглядит гладко, но по каждому из этих пунктов есть немало вопросов. Начнем непосредственно с Покрова.
Покрой землю снежком, а меня женишком
Как и многие другие христианские праздники, Покров крепко укоренен в язычестве. Середина осени — это время окончания полевых работ, подготовки к зиме, начало свадебного сезона и девичьих вечерних посиделок. Собственно, все народные крестьянские поговорки про этот день так или иначе сводятся к свадьбе: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком», «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам», «Свята мати, Покровонько, завинь мою головоньку, чи в шматку чи в онучу — най ся дівкою не мучу!». Ничего военного и боевого в этом празднике не было.
В христианской традиции День Покрова Пресвятой Богородицы известен только православным и греко-католикам. Истоки его не вполне ясны. Точнее, не до конца понятно, когда именно он появился как праздник. То ли еще в Византии, то ли в Суздале или Рязани. Есть версия, что и в Киеве в XII веке, но это только версия.
В Великих Четьих Минеях, сборнике XVI века, этот праздник привязывается к видению святого Андрея Юродивого, который узрел Богородицу, держащую омофор над молящимися людьми во время мусульманской осады Константинополя. Так она защитила христиан, и враги отступили.
Вроде как военная тематика присутствует, как раз по линии защиты Отечества. Но вот беда, именно 14 октября этот день празднует только Русская православная церковь. И дело тут не в католиках — у них такого праздника нет вообще — а в том, что в греческом православии даты другие: 1 и 28 октября у всех, кроме Афона, Иерусалимской церкви и старостильников. Украинские православные церкви дату тоже не переносили, поэтому Покров мы отмечаем вместе с РПЦ.
Собственно, если уж говорить о войне, то 14 октября — это очень русский день. В России Покрову посвящены целых два храма — Покров на Рву (он же Собор Василия Блаженного) и Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Что примечательно, оба храма связаны с военной тематикой. На Покров 1552 года Иван Грозный взял Казань, а на Покров 1618 года князья Мстиславский и Пожарский отбили ночной штурм Москвы, которую пытались взять польский принц Владислав и наш гетман Сагайдачный.
Парадоксально, но День защитника Украины и День украинского казачества именно в привязке к Покрову выпадает на оккупацию русским царем татарской столицы и победу русских князей над украинским гетманом. Как-то грустно, особенно учитывая, что никаких больших побед казаков в эту дату не случалось. Это при том, что побед у наших запорожцев в целом было немало, и более подходящих дат полно. Но именно сомнительная привязка к Покрову почему-то стала основой для современных праздников.
День УПА
Ну вот, собственно, мы пришли к основному. Если привязки к совсем древним временам изначально выглядят достаточно натянуто, то день основания УПА 14 октября 1942 года вроде как смотрится железобетонно. Но только на первый взгляд.
Как ни странно, никаких упоминаний о деятельности воинских формирований ОУН(б) именно под названием УПА до весны 1943 года нет. Более того, украинский националист и непосредственный участник событий, представитель ОУН(м) при штабе УПА «Полесская Сечь» Олег Штуля-Жданович в своей работе «В ім’я правди. Дійсність про Українську Повстанчу Армію» утверждает, что названием УПА до той самой весны 1943 года только «Полесская Сечь» и пользовалась.
УПА «Полесская Сечь» Тараса Бульбы-Боровца — это совсем другая история. Она была создана еще в 1941 году, номинально подчинялась правительству УНР в изгнании и даже немногим позже отказалась вливаться в ОУН(б) и ту самую УПА Шухевича. Бульба-Боровец с бандеровцами вообще был на ножах. Есть данные, что Служба безопасности ОУН, например, причастна к смерти его жены. Поэтому деятельность УПА «Полесская Сечь» здесь совсем не при чем. Это другая организация.
В десятитомной «Летописи УПА» данные о какой-то деятельности УПА до апреля 1943 года отсутствуют. Единственный документ, в котором есть сакральная дата 14 октября — это «Святочний наказ Головного Командира УПА» Романа Шухевича (Чупринки), опубликованный «Бюро информации Украинского главного освободительного совета» в апреле 1948 года.
Но сам этот приказ датирован 14 октября 1947 года, и, собственно говоря, повествует о текущем положении дел. Единственная фраза, позволяющая сделать вывод, что 14 октября 1942 года произошло хоть какое-то событие:
«Минає п’ять років, як член ОУН Остап почав на Поліссі організовувати збройні групи для боротьби з окупантами України. Ці маленькі групки, борючись одночасно з німцями і большевицькими партизанами, дали початок новим формам визвольно-революційного руху — УКРАЇНСЬКІЙ ПОВСТАНЧІЙ АРМІЇ».
То есть сам Шухевич говорит, что приблизительно пять лет назад начали формироваться какие-то отряды. Нигде даже не сказано, что эти маленькие группы формировались как-то централизовано, единым приказом или в один день.
Всё. Больше ни в каких документах дата 14 октября 1942 года не упоминается ни прямо, ни косвенно.
Кстати, 18 августа 1943 года новая УПА начала процесс разоружения УПА Бульбы-Боровца. Странно, да? Если верить в 14 октября 1942 года, то новая УПА существовала к тому времени уже почти год и вела бурную деятельность. Но конфликтовать с тезкой начала только в августе 1943-го. А вот если отправной точкой централизованной деятельности УПА как единой армии взять 1 мая 1943 года, когда была создана Главная команда УПА ОУН(б) во главе с Василием Иваховым (он же Сонар), тогда всё выглядит логично.
С осени 1942 года начинают деятельность отдельные группы партизан ОУН(б). К весне 1943 года появилось единое командование, и отряды стали непосредственно единой повстанческой армией.
Праздник со слезами на глазах
Говоря откровенно, желание свести праздник к единой правильной дате — это чистой воды советская практика. Магическим образом все самые лучшие и важные вещи в Советском Союзе происходили аккурат то к 7 ноября, то к 1 мая, то к 9 мая, а иногда и к 22 апреля. Магии, конечно, никакой не было, чистая ловкость рук и подтасовка фактов.
Вятрович и его институт упрямо идут тем же путем бюрократической глупости и создания липовых символических дат. Не со зла, конечно. А просто по привычке. При Союзе же так хорошо работало.