3 октября этого года Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект №6614 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины про увеличение пенсий». 8 октября со словами «когда-нибудь мы все будем пенсионерами» его подписал Петр Порошенко. Эти два решительных шага и стали началом запуска нашумевшей пенсионной реформы. По мнению правительства, утвержденные изменения помогут адаптировать солидарную систему пенсионных начислений к современным реалиям, приблизить размер пенсий к зарплатам и внедрить долгожданный единый подход для начисления выплат по выслуге лет для всех категорий граждан. Де-факто же пенсионная реформа выглядит не так красочно. Уже в этом году государство начнет постепенно увеличивать количество лет трудового стажа, необходимого для выхода на пенсию, сокращать бюджетные выплаты, а также повысит возрастной ценз для выхода на заслуженный отдых. Подобные изменения не приведут ни к чему хорошему: на рынке труда будет повальная безработица, бедные станут еще более социально незащищенными, а гендерная дискриминация укоренится.
Зачем была нужна пенсионная реформа?
Формально поводом к внедрению пенсионной реформы стали две причины. На внутреннем уровне это дефицит Пенсионного фонда (ПФ), который в этом году достиг рекордной суммы — 141 млрд. гривен. Эта дыра в ПФ формировалась годами. В первую очередь виноват в этом коллапс на рынке занятости. Сегодня в Украине преобладает работа без оформления, а из-за высокой загруженности и низких зарплат молодежь и женщины массово перешли на фриланс. Во-вторых, не на руку пенсионерам играют и сами работодатели, утверждая для рабочих «белые» и «черные» зарплаты. Подобная практика ныне в Украине позволяет получать зарплату выше средней и одновременно обходить или минимизировать отчисления в Пенсионный фонд.
С другой стороны, внедрение пенсионной реформы было обязательным элементом продолжения «дружественных» отношений между Украиной и МВФ. В рамках программы «Механизм расширенного финансирования» в этом году ожидается пятый транш от международных партнеров в размере 1,9 млрд. долларов. Среди условий его получения — реформа финансовой полиции, создание новой системы таможенного контроля, монетизация субсидий и реформа пенсионной системы. Об этом ультиматуме чиновнике стали говорить еще весной этого года. В ходе экспертных обсуждений тогда так и не удалось прийти к консенсусу о том, как должна выглядеть новая пенсионная система, чтобы, с одной стороны, угодить МВФ, а с другой стороны, не поставить крест на заслуженном отдыхе для миллионов украинцев.
Пенсионную реформу оттягивали до последнего, прикрываясь новым Трудовым кодексом, медицинской и земельной реформами. Последней каплей для украинских депутатов стал визит заместителя главы МВФ Дэвида Липтона 12 сентября этого года. Оценив политические амбиции правительства Порошенко, международный эксперт лишь развел руками: за полгода Украина не выполнила и половины взятых на себя обязательств. А это может означать лишь одно: пятого транша стране не видать. После этих страшных слов пенсионную реформу выносят на рассмотрение Верховной Рады спустя пять дней после визита господина Липтона. Спустя еще две недели под бурные аплодисменты и без лишних обсуждений ее утверждает правительство. И вправду, ведь кредит в размере практически 2 млрд. долларов не каждый день дают.
Изменение №1: Накопительная система пенсионного обеспечения с 2018 года
Сегодняшняя модель пенсионной системы была внедрена в 2003 году. Тогда правительство Кучмы пришло к выводу, что солидарная система, которая функционирует в Украине со времен Советского Союза, практически бессильна в борьбе со старением населения и демографическим кризисом. Пенсионеров становится все больше, рабочих — все меньше, а дефицит в ПФ только растет. В рамках так называемой «первой реформы» пенсионного обеспечения чиновники решили солидарную систему в корне не менять, а только подкрепить двумя уровнями пенсионного обеспечения: общеобязательной накопительной системой и негосударственным пенсионным фондом. Де-факто спустя 14 лет эти два «спасательных» уровня так и не заработали полноценно.
Поэтому пенсионная реформа-2017 предполагает запустить наконец-то второй и третий уровни пенсионной системы и тем самым сначала укрепить солидарную систему, а спустя годы, по просьбе МВФ, полностью заменить ее накопительной. У этого нововведения есть два нюанса.
Модель солидарной системы пенсионного обеспечения сегодня сводится к одному: рабочие платят налог с официальной зарплаты в Пенсионный фонд — эти взносы и являются «золотым резервом» для выплат пенсий. Уже со следующего года, помимо налога с зарплаты в ПФ, рабочим предложат копить деньги в так называемом «фонде рабочего». Уже в 2018 году от зарплаты в «фонд» будут отчислять два процента ежемесячно, а до 2023-го ставка должна возрасти до 7%. Накопительная система будет обязательной для сотрудников до 35 лет, а вот рабочие старшего возраста добровольно будут решать, копить им на свои пенсии или нет. В Министерстве социальной политики в этом новшестве видят только плюсы. Так, с помощью накопительной системы рабочие после наступления пенсионного возраста будут иметь возможность получать сразу две пенсии: по выслуге лет из ПФ и свои накопления за годы труда, а в случае смерти все «наработанные капиталы» каждый пенсионер имеет право передать в наследство.
Но вот на практике накопительной системе в украинских реалиях заведомо грозит провал. Так, по данным Министерства финансов, с 2007 по 2017 год рост инфляции составил 386,4%. Эти данные говорят лишь об одном: даже если со следующего года 20-летний трудящийся примется усердно копить на старость, через 40 лет тысячи гривен с его «фонда», скорее всего, превратятся в копейки.
Изменение №2: Повышение страхового стажа
Если во времена Советского Союза трудовая книжка была по важности равна паспорту, то уже в девяностых — после повального закрытия предприятий, заводов и массовой безработицы — документ, удостоверяющий годы стажа, потерял какой-либо смысл. До пенсионной реформы для того, чтобы получать «минималку», нужно было отработать 15 лет стажа до 60 лет (для мужчин) и до 58 лет (для женщин). В рабочий стаж засчитывались годы, проведенные в декрете, учеба на бюджете на дневной форме, повышение квалификации и труд физических лиц — предпринимателей. После реформы с 2018 года минимальный страховой стаж должен составлять 25 лет. Если выходить на пенсию позже нормы — в 60 лет для женщин и в 63 года для мужчин — страховой стаж сокращается с 25 до 15 лет, а если позже 65, то для получения пенсии понадобится менее 15 лет стажа. Но такие условия имеют лишь временный характер: согласно реформе, к 2028 году страховой стаж для всех работников должен быть не менее 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин. Таким образом, де-юре чиновники сдержали обещание: пенсионный возраст в Украине официально не повысили. Де-факто же сегодня трудовых книжек и записей в них нет у тысяч трудящихся даже к 30 годам. А это означает, что о полагающейся пенсии по выслуге лет стоит забыть. Ведь рабочих пенсионного возраста на рынке занятости в Украине особо не ждут. А в законе №6614 о создании дополнительных рабочих мест для тех, кто не дотянул до нужного трудового стажа, не сказано ни слова.
Изменение №3: Акт купли-продажи трудового стажа
Практика покупки трудового стажа была одним из прибыльных теневых бизнесов для региональных пенсионных фондов. С девяностых годов появилась практика «фиктивного» трудового стажа. Тогда стали массово открываться псевдоорганизации, которые за деньги предлагали годами хранить трудовые книжки рабочих. Из «полулегальных» схем также были популярны договоры с экс-работодателями. А именно, после увольнения рабочие платили взносы в пенсионный фонд, якобы продолжая работать на «старых» предприятиях.
С повышением необходимого для получения пенсии трудового стажа государство предложило вывести наконец из тени акты купли-продажи годов труда и озвучило официальные расценки. В случае, если к достижению пенсионного возраста вам для получения пенсии не хватает нескольких лет страхового стажа, один год труда можно купить за 17 тыс. гривен. Согласно пенсионной реформе, отныне месяц работы обойдется трудящимся в 1408 гривен. Но вот где взять такие деньги, учитывая размеры зарплат, — ни эксперты с МВФ, ни чиновники ответа на это не дают.
Изменение №4: Снижение коэффициента индексации трудового стажа
Казалось бы, работаешь дольше — получаешь на пенсии больше. Но при утверждении пенсионной реформы о такой истине не слышали. Для того, чтобы ориентировочно просчитать, сколько полагается трудящемуся на пенсии, существует формула: средняя заработная плата (ЗП) в стране за три года до назначения пенсии × индивидуальный коэффициент (соотношение официальной зарплаты к средней ЗП) × коэффициент трудового стажа (КТС). КТС до пенсионной реформы составлял 1,35% за год труда. С 2018 года он будет снижен до 1%. Если переводить цифры в реальные суммы, на практике пенсии существенно уменьшатся.
Представим, что в 2018 году нам всем нужно будет выйти на пенсию. По данным Кабинета министров Украины, средняя заработная плата в стране для начисления пенсии составляет 3764 грн. Допустим, на протяжении многих лет ваша официальная зарплата составляла 5 тыс. грн. Соответственно, ваш индивидуальный коэффициент будет составлять 1,3. Другими словами, вы получали в 1,3 раза больше установленной государством средней зарплаты. Теперь осталось подсчитать годы стажа и высчитать КТС. Представим, что вам к достижению пенсионного возраста удалось отработать минимальный барьер — 25 лет. Согласно новой индексации, общий стаж нужно умножить на 1%. В итоге ваш КТС будет составлять 0,25%. Теперь умножаем полученные данные: 3764 × 1,3 × 0,25 = 1223 грн. В то же время, если бы мы теоретически выходили на пенсию в этом году при старом коэффициенте трудового стажа в 1,35%, наша пенсия составляла бы 1614 грн.
Этот расчет достаточно ориентировочный, но показательный. Так, по словам президента Центра рыночных реформ, бывшего министра экономики Украины (1992) Владимира Ланового, пенсионной реформы как таковой нет, а результатом таких новшеств станет элементарное сокращение количества пенсионеров. Ведь проработав 25 лет, честно уплачивая налоги в Пенсионный Фонд, трудящийся по выходу на заслуженный отдых в результате получает начисления, которые ниже прожиточного минимума в стране.
Изменение №5: Под «повышением» пенсий стоит понимать элементарный «перерасчет»
Главной «перемогой» в пенсионной реформе чиновники называют повышение пенсий. Сегодня в Украине проживают около 12 миллионов пенсионеров, 80% из которых, по данным премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, получают пенсии на уровне или ниже минимальной. 19,9% украинцев получают выплаты в размере от минимальной пенсии и до 10,740 гривен (с 1 января 2017 года это максимальная пенсия в Украине), и только пенсии 0,1% граждан — а это около девятнадцати тысяч украинцев — превышают 20 тыс. гривен. По состоянию на сентябрь 2017 года минимальная пенсия в Украине для рабочих с полным трудовым стажем составляла 1247 гривен, максимальная — 58 тысяч (такие суммы в стране достаются Героям Украины и летчикам-испытателям).
Кому повысят пенсии с октября 2017? Под громким названием «повышение пенсий» правительство имеет в виду стандартный перерасчет. Как правило, перерасчет пенсий в развитых странах должен происходить вместе с экономическими и политическими изменениями — к примеру, с повышением минимальной заработной платы, девальвацией национальной валюты либо инфляцией. В Украине этим марудным делом занимались последний раз в 2012 году, и то использовали показатели средней заработной платы за 2007 год — а тогда она равнялась 1197,91 грн. Из-за таких просчетов сегодня в Украине пенсионеры с одинаковым стажем работы и средним окладом получают совершенно разные пенсии. Допустим, шахтер со страховым стажем 46 лет вышел на пенсию в 2008 году. Тогда ему начислили ежемесячные выплаты в размере 3321 грн. Если бы этот же рабочий вышел на пенсию после перерасчета — к примеру, в 2016 году — его пенсия составила бы 8446 грн., что практически в 2,5 раза больше, чем у рабочего, который родился на несколько лет раньше.
Для того, чтобы устранить такую несправедливость, чиновники наконец-то взялись за корень солидарной системы, которая предполагает равную пенсию для всех, кто проработал нужный стаж и честно платил взносы в Пенсионный фонд. Так, согласно обещанию правительства, в среднем сумма пенсий увеличится на 692 грн. для 46% украинцев. Вот только если вникать в расчеты Министерства социальной политики, прибавка 700 грн. к пенсии скорее похожа на сказку, чем на реальность.
Минимальная пенсия для пенсионеров с полным стажем (15 лет и более) увеличится на 205 гривен и с этого месяца будет составлять 1452 гривны. Для тех, у кого по достижению пенсионного возраста не набралось 15 лет трудового стажа, пенсия с 1 октября увеличится на 424 гривны — с 949 гривен социальной помощи до 1373.
Кому достанутся прибавки больше 700 гривен?
На этот вопрос взялся ответить президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его словам, высокие прибавки к пенсии ожидают только тех, кто до 2012 года получал высокую «белую» зарплату — а это судьи, прокуроры, директора больших компаний. Именно для них реформа предполагает «честную» переиндексацию. Так, если на момент выхода на пенсию зарплата чиновника в 12 раз превышала среднюю ЗП по стране, то после перерасчета его пенсия вырастет всего лишь в полтора-два раза.
Изменение №6: Учителям и врачам отменили пенсии по выслуге лет, а госслужащим — спецпенсии
В то время, когда пенсия среднего украинца едва достигала 30% зарплаты, в Украине существовали специальные пенсии как «спасибо» за тяжелый труд. Спецпенсии в размерах от 70-80% зарплаты получали, как правило, судьи, прокуроры, народные депутаты и прочие госслужащие. Ежегодно из государственного бюджета на выплату повышенных пенсий выделялось в среднем до 10 млрд. гривен. Годами в экономических кругах велась дискуссия о том, что подобные спецвыплаты только стимулируют классовое неравенство в стране и обделяют миллионы пенсионеров, которые куда больше заслужили надбавок, чем далеко не бедствующие слуги закона.
Пенсионная реформа решила поступить радикально: дескать, ни нашим, ни вашим. С октября этого года закон отменяет все специальные пенсии и переводит всех на общую систему начисления.
Таким образом, кроме спецпенсий чиновников, пенсионная реформа отменяет право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты, прокурорских работников и других категорий, которые ранее могли выходить на пенсию досрочно — за 5-10 лет до наступления пенсионного возраста. Согласно данным Госстата, у работников таких отраслей как образование, здравоохранение и социальная защита средняя заработная плата, как правило, в 1,5 раза меньше, чем в промышленных и финансовых отраслях. Поэтому доплаты в пару тысяч гривен к пенсии были для этих работников одним из немногих шансов получить хоть какую-то компенсацию от государства, — делились рабочие в ходе проведения областного профсоюзного форума в Житомире. Это решение правительства профсоюзы работников образования и медицины пообещали так просто не оставить. Сегодня члены профсоюзов готовят свои предложения по модернизации пенсионной реформы. Если же правительство их проигнорирует, они обещают выйти на бессрочную акцию протеста.
К чему приведет пенсионная реформа?
Начиная с 2000-х годов в Украине фиксируется демографическое старение населения. Согласно Госстату, в 1991 году доля украинцев старше 60 лет составляла 18,7%, а сегодня — 22,1%. По оценкам правительственных демографов, в 2036 году доля пенсионеров среди общего числа населения Украины может достигнуть 30% и тем самым вдвое превысить количество детей до 14 лет — что, в свою очередь, только усугубит финансовое положение Пенсионного фонда.
Пенсионная реформа, утвержденная правительством, нашла выход из этой ситуации. Согласно подсчетам Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, если реформа заработает, то к 2028 году только 55% украинцев будут иметь нужный стаж для получения минимальной пенсии, а остальные будут довольствоваться социальной помощью, которая едва достигает 1000 гривен.
К 2030 году на пенсию выйдут те, кто был рожден в 1968-1971 годах. Именно это поколение больше всего задел кризис девяностых. Из-за нестабильной политической и экономической ситуаций в стране найти официальную работу с некопеечной зарплатой было скорее фантастикой, чем реальной возможностью. Таким образом, миллионы украинцев выживали как могли: открывали собственный малый бизнес, развивали сельскохозяйственную отрасль либо занимались «челночничеством». Соответственно, этот период работы никак не отразился в их страхом стаже.
Таким образом, следуя золотому правилу неолиберальной экономики, в Украине началась официальная борьба со старением нации. И тут перед украинцами открывается очевидная дилемма: либо пахать всю жизнь в стиле голливудских фильмов ради долгожданных пару тысяч гривен, либо раз и навсегда забыть о старости.