Migszol («Солидарность с мигрантами») — это неформальная и независимая группа венгров, иммигрантов и беженцев, выступающая за реализацию политических и социальных прав беженцев и искателей убежища в Венгрии. Мы считаем, что с помощью низовых усилий возможно сделать Венгрию и Европу разнообразными и толерантными. Следовательно, мы вносим свой вклад в социальные изменения, проводя кампанию против депортации и содержания под стражей путем повышения осведомленности о правах беженцев и искателей убежища. Наша группа говорит не вместо беженцев и искателей убежища, а вместе с ними. Мы работаем, чтобы создать Венгрию, в которой метка «беженец» или «иммигрант» больше не нужна, и мы будем бороться против представлений, согласно которым идентичность людей определяется бюрократическими категориями. Поэтому мы не получаем финансовую помощь от Европейского Союза, от венгерского правительства, от любой политической партии либо коммерческой компании.
25 августа 2015 года
ОБНОВЛЕНИЕ: После того, как была написана эта статья, мы узнали, что немецкое государство приостановило депортацию сирийских беженцев в соответствии с Дублинскими положениями несмотря на то, что такие страны как Венгрия уже собрали их отпечатки пальцев и приняли их заявления о предоставлении убежища. Это большая победа для прав беженцев в Европе. Но это также поднимает вопрос о том, почему именно сирийцы, а не афганцы, иракцы, сомалийцы и представители других национальностей, которые убегают от войны, стали сейчас «привилегированными» в этой абсурдной системе?
Венгерская праворадикальная партия «Йоббик» недавно призвала венгерское правительство, возглавляемое правоцентристской партией «Фидес», приостановить Дублинские положения III. В то же время MigSzol требовали выхода Венгрии из «Дублина» в течение длительного времени.
Вот почему мы требуем от правительства приостановить Дублинские положения III до тех пор, пока правительства Запада — под руководством США — не начнут финансировать расходы, которые свалились на нашу страну, а также принимать участие в защите наших границ…
— заявляют праворадикалы на сайте Jobbik.hu 6 августа 2015 года (на английском об этом можно прочесть в Hungary Today).
Возможно, это пример того, как политика может странным образом ходить по кругу, но MigSzol высказывались против Дублинских положений еще с момента основания группы в 2012 году. Однако причины, по которым мы выступаем против Дублинской системы, весьма отличаются от причин «Йоббика»:
– Против депортационной машины «Дублина», против расистского полицейского контроля в пределах Шенгенской зоны Европы и против европейской системы Frontex, защищающей «Крепость Европу». И
– за будущее Венгрии и Европы, где наши документы и национальность не определяют нас.— Заявление MigSzol от 21 марта 2015 года, в Мировой день против расизма и ксенофобии
Немного истории
Соглашение о Дублинских положениях было принято в 1990 году, и в том же году их подписали. Впервые они вступили в силу в 1997 году — задолго до того, как Венгрия и большинство других стран присоединились к Европейскому Союзу. Хотя их целью было предотвращение того, чтобы беженцы могли попросить убежища сразу в нескольких европейских государствах, сегодняшним последствием «Дублина» является предотвращение попадания «роя» мигрантов в «ядро» Европы (западные и северные страны) с целью удержать их на периферии (Южная и Восточная Европа).
Ранее этим летом венгерское правительство мимоходом намекнуло, что оно приостановило «Дублин», но, по всей вероятности, это было просто инструментом влияния на переговоры с Германией и другими государствами ЕС с целью исключить Венгрию из провалившегося предложения о распределении беженцев по всему ЕС. Это возымело непреднамеренный эффект: некоторые беженцы подумали, что они у них не будут брать отпечатки пальцев, если они приедут в Венгрию.
Великий крах системы ЕС в 2015 году
Идея была в том, чтобы та страна, границу которой беженец пересекает первой, и становилась той страной, в которой люди будут просить убежище. Следовательно, «перебирать» убежищами в других европейских государствах было бы невозможно из-за того, что Дублинские положения подкреплены обширной общеевропейской базой данных з отпечатками пальцев искателей убежища (см. EURODAC). Когда этих искателей убежища найдут в другой стране — не в той, в которой они впервые пересекли границу в ЕС — их быстро депортируют обратно в страну, в которой взяли их отпечатки пальцев. Как и многие решения ЕС, это решение имело смысл лишь на бумаге.
Летом 2015 года эта европейская система вышла из строя, так как по прогнозам ожидается, что около миллиона людей приедут в Европу по суше, морю и воздуху. Согласно данным «Международной амнистии», большинство людей, которые выбрали балканский маршрут и которых потом поймали в Венгрии, уже переехали дальше на запад.
В теории, больше 130 000 этих людей, у которых венгерская полиция сняла отпечатки пальцев в этом году, снова поймают в другой стране ЕС и оперативно депортируют обратно в Венгрию, чтобы они завершили процедуру прошения о предоставлении убежища.
Также в это время Шенгенская зона «без границ», которую часто считают наивысшим достижением ЕС, стала зоной массового профилирования для «согласованных» европейских сил полиции, которые выискивают подозрительных людей со слишком тёмной кожей или, возможно, просто одетых слишком по-мусульмански во время путешествия.
Дублинская система и раньше не особо хорошо работала, и уж точно она не сможет хорошо работать после кризиса лета 2015 года. В первой половине 2015 года всего лишь 718 человек были депортированы или, говоря европейским языком, «вернулись» в Венгрию из других стран ЕС. Высока вероятность того, что большинство из этих «возвращенцев» быстро покинули Венгрию и вернулись в ту страну, откуда их депортировали. В действительности это означает, что люди и семьи не оседают и не интегрируются в новую европейскую жизнь. Вместо этого они ведут нестабильную, подпольную и незаконную жизнь в Европе — и это все можно предотвратить.
Так выглядит реальность
Очень немногие беженцы и искатели убежища хотят остаться в Венгрии — все это благодаря почти несуществующей интеграционной политике. Сегодня беженцы уже даже не имеют права на бесплатное обучение венгерскому языку, и у них есть очень ограниченное количество экономических и образовательных возможностей для выживания здесь.
«Дублин» — это жестокая система, которая препятствует надлежащему оседанию отчаявшихся людей и семей на местах и их интеграции в европейские страны. Эта система толкает их в уязвимые ситуации, в том числе в эксплуатацию и нищету. Европейские политики из сильных и доминирующих стран знают это, но они также желают укрепить статус-кво.
Дублинские положения — это машина, которая выбрасывает людей, «нежелательных» в Северной и Западной Европе, на внешние окраины Европы и предлагает очень мало поддержки для таких стран как Венгрия, чтобы они могли помочь беженцам интегрироваться.
Более того, «Дублин» разрывает семьи, так как он препятствует воссоединению людей с их семьями в других странах, как в случае с семнадцатилетним сирийским мальчиком, которого мы встретили на вокзале Келети в Будапеште на прошлой неделе и который хочет жить со своим дядей в Бремене в Германии.
У Европейского Союза есть немного денег для страны, в которую прибывают беженцы, но выделенные суммы никогда не совпадают с потребностями, а запланированные на будущее средства уже недостаточны для нарастающего кризиса лета этого года. Недавно венгерским неправительственным организациям, получающим часть этих денег через венгерское государство, пришлось увольнять сотрудников из-за отсутствия надлежащего финансирования, а также отменять самые необходимые услуги для беженцев.
И, конечно, ЕС предлагает много денег на «безопасность» и «предотвращение», таким образом дополнительно криминализируя мигрантов вместо того, чтобы помогать семьям, нуждающимся в новой жизни в Европе. Мы в Migszol считаем, что сейчас самое время пересмотреть ценности Европы, наши ценности как европейских граждан, а не позиционировать законодательство ЕС в качестве морального авторитета.
Фактически, сейчас Дублинские положения создают новое поколение будущих европейцев, которых венгерское государство подвергает маргинализации, исключению и правовому преследованию в самом начале их новой жизни в Европе. Это — запланированная трагедия в процессе создания, разработанная Европейским Союзом.
Болгария и Греция
Венгрия не должна принимать участие в этой жестокой депортационной машине — ни принимать беженцев, ни депортировать их в «безопасные страны», как это делают Болгария и Сербия. Мало кто знает, что из-за «Дублина» беженцы с отпечатками пальцев, снятыми в Болгарии, уже были депортированы из Венгрии. А условия в болгарских лагерях для беженцев значительно хуже, чем в Венгрии.
Возможно, 90% людей, ищущих убежища в Венгрии, прошли через Грецию — страну ЕС, которая подписала Дублинские положения. Сейчас жизнь в Греции — это, безусловно, катастрофа для самого греческого народа и, следовательно, она еще хуже для беженцев. Из-за этого ни одно государство ЕС больше не депортирует просителей убежища в Грецию. В то же время, Венгрия — единственная страна ЕС, которая делает шокирующие заявления о том, что Греция является безопасной для беженцев страной. Это открывает дверь к возможным будущим депортациям из Венгрии в Грецию.
Сотрите отпечатки пальцев и защитите свободу передвижения
Учитывая, что существует ограниченное количество реальных возможностей для работы и образования для более чем 130 000 беженцев, которые попросили об убежище и оставили свои отпечатки пальцев в Венгрии в этом году, и учитывая то, что венгерское государство преднамеренно разжигает страх и ненависть по отношению к ним, почему этих людей депортируют обратно в Венгрию?
MigSzol верит в свободу передвижения и в то, что миграция является такой же естественной, как и само человечество. И потому, что многие беженцы бегут от войны и угнетения, мы обязаны помочь им.
Мы знаем, что Венгрия может протянуть руку нуждающимся, потому что венгерский народ это уже делал. «Мигранционный кризис» этого лета привел к удивительному порыву благотворительности и активизма, которые расцвели по всей стране, чтобы помогать беженцам, путешествующим в северном направлении из Сербии.
Эти низовые усилия только доказывают, что у Венгрии действительно есть щедрое сердце, несмотря на «Йоббик» и правительство, возглавляемое «Фидес».
На первый взгляд может показаться, что «Йоббик» в своих заявлениях соглашается с MigSzol, но в реальности нам, в отличие от «Йоббика», на самом деле грустно, что этим летом «наводнение» беженцев не поселится в Венгрии и не внесет свою лепту в жизнь, экономику и культуру страны. К сожалению, в будущем многие будут депортированы обратно в Венгрию, и это не будет их собственным выбором.
Оригинал статьи: Jobbik agrees with MigSzol? (No, not really)