Когда-то мой брат сказал, что рабочие должны в обязательном порядке смотреть передачи Кати Осадчей. Ведь она — агентка среди богатых, приоткрывающая их лощеный мир, и ничего, кроме классовой ненависти, после просмотра «Светских хроник» не остается. Но новое время рождает новых героев. Сегодня с этой целью я предложил бы зайти в фейсбук Тимофея Милованова, где сравниваются потери экономики и потери от смерти людей во время карантина (не в пользу последних), или же посетить вебинары от Киевской школы экономики с участием главы парламентского комитета по вопросам социальной политики Галины Третьяковой. Вчера как раз был один такой.
Чтобы объяснить, как устроен мир бывшего министра экономики и главы комитета по социальной политике, лучше прибегнуть к аналогиям. И подойдет тут античный мир Римской Империи. Нет, это не я так считаю. Это идея госпожи Третьяковой. В этом мире существуют две привилегированные касты: патриции и легионеры. Первые занимаются приумножением благосостояния нации. Производители, опора порядка, ответственные граждане, способные принимать самостоятельные решения. Стоит ли говорить, что к этой категории причисляет себя и Третьякова? Единственное, что она просит от государства — не лезть в ее коммерческие дела, снизить налоги и дать зарабатывать. Вторая группа, чьи особые права Третьякова готова признавать — это каста воинов. Легионеры. Действительно было бы странно, если бы государство о них не позаботилось и поставило на самостоятельное довольствие. Но есть и третья каста, несправедливо наделенная некими излишними правами — бедные.
Как глубоко уверена спикерка, жить при рыночной экономике и в конце концов не обеспечить себе достойный уровень жизни попросту невозможно. Так что плебеев, которые так и не смогли себя выгодно продать на рынке труда, она зачисляет в маргинальную группу. Вроде пьющей соседки. Она, разумеется, сама виновата и не может претендовать ни на что больше, кроме как на ночлежку и миску супа. За это плебеи, существующие за счет патрициев, должны сказать им «ДЯКУЮ!».
Те же, кто якобы кайфует от такой жизни маргинала, попросту воры. В советские времена они получили излишнее количество прав, которые Третьякова предпочитает именовать льготами, и теперь не хотят от них отказываться. Они живут на социальную помощь от государства, вытягивая деньги из патрициев-производителей, вместо того чтобы взяться за ум и в конце концов перестать быть бедными.
Как победить эту «рабскую/советскую» психологию? Как выкорчевать из нации «элементы, которые не являются ни защитниками, ни кормильцами»? В мировой практике есть достаточно жестких, но эффективных приемов. Можно отделять детей от их шахтерских семей, как это делала Маргарет Тэтчер, или же стерилизовать женщин, у которых нет высшего образования, как это делал Ли Куан Ю, рассказывает Третьякова. Узнав это, мы, наверное, должны возрадоваться, что партия «Слуга народа» предлагает лишь трудовую реформу.
Конечно, в мире жесткой конкуренции найдется место и для пятиминутки добродетели. Никто не говорит, что помогать бедным вовсе не надо. Но заниматься этим должно не государство в рамках социальных программ. Нет. Эффективный филантроп распорядится деньгами куда лучше, считает Третьякова. Если вместо налогов деньги отставить ей, то она с радостью поможет нуждающимся. Конечно, когда увидит, что помощь эффективно используется. Если же барыня решит, что благотворительность человек в этом месяце не отработал, денег ему не видать.
После полуторачасового погружения в реалии древнего мира со столь талантливыми спикерами может и правда показаться, что мы живем в мире благородных патрициев, отважных легионеров и неблагодарного плебса. Вот только вспомнилось мне еще одно слово, позаимствованное из латинского словаря, — пролетарий. И каким бы несовершенным оно сегодня не казалось (хотя чем «патриции» лучше?), оно куда точнее описывает положение большинства граждан Украины. Ведь бедными часто оказываются не условные «соседки-маргиналки», а люди труда. Те самые производители, которые, работая в наиболее важных экономических отраслях, тем не менее, никогда не разбогатеют. Ведь нищее государство или патриции-собственники, укрывающие прибыль в офшорах, продолжают платить им копейки.
А большинство легионеров, вернувшись с войны, вряд ли могут рассчитывать на триумф, лавровый венок и тихую пенсию. Большинство из них примкнет к пролетариям или же отправится на поиск лучшей жизни в соседние страны. Не как завоеватели, а как трудовые мигранты. Создавать прибавочную стоимость местным патрициям — единственным, кто выигрывает в такой картине мира.